Понедельник, 11.12.2017, 18:20
Приветствую Вас, Гость

Консультирование ведет
Милютина Лилия Вениаминовна
 учитель-логопед высшей квалификационной категории

Уроки логопеда


 

  • Какой диагноз может быть поставлен ребенку с речевой патологией?
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие

Вы озадачены, правильно ли говорит Ваш ребёнок? Его речь не понятна окружающим? Речь Вашего малыша отстаёт от речи его сверстников? Не торопитесь опускать руки. Задержка речевого развития и нарушения речи успешно преодолеваются с помощью специальных коррекционных занятий.

Почему возникают речевые нарушения?

Ребёнок, появившись на свет, не владеет законами родного языка. Но у него есть способность в определённый период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие взрослые. Языковая способность реализуется в ходе активного общения со взрослыми путем повторения, или имитации ребёнком слышимой речи. Если в силу каких-то причин речемыслительная деятельность не формируется вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается нарушения речи той или иной степени тяжести.

Что такое нарушения речи?

Вопреки расхожему мнению, нарушение речи - это не только нарушение произношения звуков.

Как обстоят дела со звуками речи?

Важно, чтобы ребенок не только произносил звуки речи правильно, но и умел различать их на слух, определял наличие или отсутствие, а также место звука в слове. Если Ваш ребенок не владеет звуковой стороной речи, то в будущем у него возникнут трудности при обучении грамоте, он будет писать с многочисленными ошибками, которые возможно преодолеть только с помощью логопеда.

Достаточен ли запас слов?

По ряду причин у ребёнка может не развиваться словарный запас. Ему трудно найти общие названия для группы однородных предметов (мебель, продукты, цветы), сложно подобрать признаки к предмету (клубника мелкая, красная, сладкая), действия к предмету (дети бегают, прыгают, резвятся), синонимы, антонимы. При недостаточном словарном запасе необходимо обогащать словарь ребёнка.

Усвоены ли грамматические нормы языка?

Мало иметь большой словарный запас, важно уметь активно пользоваться этими словами, строить из них предложения и связные высказывания. А для этого нужно уметь согласовывать слова между собой, образовывать новые слова, подбирать нужную форму слова. В некоторых случаях грамматические ошибки встречаются в повседневной речи ребенка, в других же это можно выявить лишь в процессе логопедического обследования.

Владеет ли ребенок связной речью?

Часто при нарушениях речи дети не умеют "связно рассказывать" о событиях своей жизни, прочитанных сказках. Рассказ нередко представляет собой нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребенок перескакивает на другую. Владение связной речью необходимо ребенку для развития письменной речи (изложения, сочинения).

Как помочь ребёнку с нарушениями речи?

В коррекционной работе по преодолению нарушения речи необходимо участие нескольких специалистов:


 

  • врача-невролога, который назначает в случае необходимости лечение;
  • логопеда, который непосредственно занимается развитием речи;
  • психолога, который проводит профилактическую работу для предупреждения вторичных отклонений.

Кроме того, большую роль играют родители. Ваше активное участие в коррекционной работе поможет специалистам добиться хороших результатов.

Советы родителям

  1. Разговаривайте со своим ребенком с самого рождения.
  2. Проговаривайте все свои действия: "Сейчас мы с Дашей пойдём гулять. Сначала наденем шапку, шубу, сапоги".
  3. Не "сюсюкайтесь" с ребенком. Разговаривайте четко и спокойно. Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
  4. Отвечайте на все вопросы маленького "почемучки", какими бы глупыми и надоедливыми они Вам не казались. Ваш малыш познаёт мир. И важно, чтобы именно родители помогали ему в этом.
  5. Чаще общайтесь с ребенком: почитайте на ночь сказку, по дороге в детский сад и домой поинтересуйтесь его делами, впечатлениями о пройденном дне, расскажите о себе.
  6. Если Вы заметили какие-то особенности в развитии ребенка, обязательно проконсультируйтесь со специалистами. Помните: своевременная помощь позволит предотвратить нежелательные последствия

Стадии формирования речи ребенка


 

  • Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.
  • 2 - 3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.
  • 9 - 10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.
  • 11 - 12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.
  • 1 - 1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.
  • 1.5 - 2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются новые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.
  • 2 -3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.
  • В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии (см. примеры справа). Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.
  • К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!

Роль семьи в развитии речи ребёнка

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестёр и братьев.

Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, будто бы ребёнок сам без помощи взрослых овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившиеся в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.

Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный учитель, присмотревшись к вновь поступившим ученикам, очень быстро составит мнение о том, что дала ребёнку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи). Перед педагогом два малыша. Один из них очень разумно и ясно ответит на вопросы, расскажет сказку, осмысленно, выразительно прочтёт стихотворение, споёт песенку (он их знает немало: мама ему пела).

И второй. Обратитесь к нему с теми же вопросами, и ваши попытки закончатся ничем. Это не значит, что второй малыш глупее, или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяла семья.

Если бы все родители понимали это, они наверняка находили бы больше времени для занятий со своими детьми.

Чему именно следует, прежде всего, уделять внимание в повседневной жизни, развивая речь ребёнка?

  1. Чем бы вы не занимались с ребёнком, разговаривайте с ним, учите не только различать и называть предметы в ближайшем окружении, но и строить простые предложения;
  2. Старайтесь расширять круг впечатлений ребёнка, говорите ему о занятиях взрослых, играх детей, в доступной форме рассказывайте о явлениях природы;
  3. В ходе беседы малыш должен научиться отвечать на вопросы «Кто это? Что это?», «Что делает?».
  4. Очень полезны занятия с использованием картинок. Назовите и покажите предмет нарисованный на картинке, а затем попросите ребёнка показать его на картинке. У ребёнка, который вообще не говорит, такое упражнение развивает способность понимать чужую речь, а это очень важно. А ребёнку освоившему элементарную речь, подберите простые картинки типа «мальчик читает книгу», «девочка моет посуду», «дети спят» и попросите рассказать, что на них нарисовано. Помогите малышу, задавая наводящие вопросы. Вопросы по картинке должны быть короткими и ясными.
  5. Следующий этап - занятия с серией картинок, связанных между собой несложным сюжетом. Дайте ребёнку 2, 3, 4 картинки и попросите разложить их в соответствии с развёртыванием сюжета, а потом составить рассказ. Придумайте название рассказа. Например, «Нашли ежа». 1.Мальчики пришли в лес. Под кустом они нашли ежа. 2. Дети положили ежа в шапку и понесли домой. 3. Дома они напоили ежа молоком. Это задание ребёнку, возможно, будет сложно выполнить. Несколько разразложите перед ним картинки в определенной последовательности. Напомните ещё и ещё раз название рассказа. Затем помогите составить рассказ, рассматривая при этом по очереди все картинки. Особенно трудно малышу рассказывать. Дети часто ограничиваются перечислением отдельных предметов или названий действий, не связанных между собой. Но если Вы проявите настойчивость и выдержку, от занятия к занятию речь будет становиться всё более связной.

Даже зная нужные слова и умея строить несложные фразы, некоторые дети мало говорят. Это происходит по разным причинам. Нередко взрослые не побуждают детей к высказываниям, слаб интерес к окружающему. Для того, чтобы активизировать речь ребёнка, необходимо ставить его в такие ситуации, в которых он должен спросить о чём-то или попросить что-либо. Например, у малыша может возникнуть необходимость попросить убранную Вами игрушку, причем объясниться не с помощью жестов, а словами. Наберитесь терпения и учите ребёнка, опираясь на характерную для детей склонность к подражанию.

Адаптация ребенка к детскому саду

Семь простых методов установления сотрудничества

Диагнозы с речевой патологией

Как готовить ребенка к школе

Памятка для родителей по организации занятий с детьми

Артикуляционная гимнастика


Как научить ребенка ребенка учить стихи

Развиваем речь играя

Справочная информация для родителей